За счёт грантов областного ФРП уже не первый год предприятия Южного Урала могут возместить часть затрат по проведённым научно-исследовательским и опытно-конструкторским работам (НИОКР). В этом году по распоряжению губернатора Челябинской области Алексея Текслера на эти цели было выделено из областного бюджета 100 млн рублей.
В 2024 году по итогам конкурсного отбора определили 19 получателей грантов, которые представляют различные отрасли. Предприятия-победители теперь могут вернуть в свой бюджет до 50 % фактически понесённых затрат, но не более 20 млн рублей на одного получателя.
«Этот вид поддержки направлен в первую очередь на создание конкурентоспособной импортозамещающей промышленной продукции. Заявки на гранты подают самые активные предприятия Южного Урала, благодаря чему у них есть возможность вернуть в собственные бюджеты значительную часть средств, затраченных на исследовательские разработки», – отметил Алексей Текслер.
Гранты в этом году получат проекты в том числе Челябинского механического завода (ЧМЗ), тракторного завода «ДСТ-УРАЛ» и производителя автокомпонентов из Миасса – ПО «Трек». В общей сложности предприятия получат 23 млн рублей.
К слову, получателями поддержки от Фонда развития промышленности не раз становились и предприятия из Магнитогорска. Один из примеров – новое производство импортозамещающих крепёжных изделий и проволоки, которое запустили на базе Магнитогорского метизно-калибровочного завода ОАО «ММК-МЕТИЗ». Общие инвестиции в проект составили 1,5 млрд рублей. Из них 500 млн рублей предприятие получило в виде льготного займа по программе «Проекты развития» от федерального Фонда развития промышленности. На эти средства было закуплено высокотехнологичное оборудование: волочильные станы, станки перемотки, линии термообработки и оцинкования проволоки, линии по производству арматуры, гайконарезные станки, комплекты печных установок.
«Главной стратегической целью ОАО «ММК-МЕТИЗ» является создание высокотехнологичного комплекса по производству современных видов металлоизделий. Мы обратились за поддержкой в Фонд развития промышленности, так как условия сотрудничества и организация инвестиционной деятельности Фонда подтверждаются высокой репутацией среди многочисленных промышленников и предпринимателей. Теперь мы можем предложить нашим потребителям новые высококачественные метизные изделия», – рассказал директор ОАО «ММК-МЕТИЗ» Сергей Дубовский.
Новое производство «ММК-МЕТИЗ» нацелено на удовлетворение растущего спроса на метизные изделия и на снижение объёма импорта на российском рынке крепежа. Ранее доля поставок сварочной легированной проволоки и машиностроительных гаек из-за рубежа достигала 50 %. Теперь большую часть потребностей сможет закрыть магнитогорский завод, используя при выпуске исключительно отечественное сырьё. Планируемый объём производства арматурной, оцинкованной и сварочной проволоки составит более 105 тысяч тонн в год, а машиностроительных и железнодорожных гаек – 4,2 тысячи тонн в год.
Арматурная проволока широко применяется в строительной отрасли при изготовлении железобетонных изделий, каркасов и настилов, сварочная – металлургическими предприятиями при автоматической сварке швов нефтегазовых труб, а оцинкованная – для выпуска стальных канатов, сеток и ограждений, бронирования кабеля. Железнодорожные гайки используются в железнодорожных скреплениях верхнего строения пути, а машиностроительные – во всех отраслях промышленности для скрепления различных конструкций.
Ещё один масштабный проект в Магнитогорске был реализован Научно-производственным объединением «БелМаг». Он тоже нацелен на достижение технологического суверенитета. Компания наладила в городе металлургов выпуск узлов подвески и рулевой системы для автомобилей Lada Largus, Lada Vesta, а также «Газель Next». Общий объём инвестиций составил около 300 млн рублей, из которых 222 млн рублей в виде льготного займа «БелМаг» получил по специальной программе «Автокомпоненты» от федерального ФРП.
«БелМаг» с 2007 года выступает в качестве контрактного производителя ряда автозапчастей для «АвтоВАЗа» и «Группы ГАЗ». Мы уже поставляем шаровые опоры и рулевые наконечники этим автозаводам по разным моделям, теперь начинаем работу по Largus, Vesta и «Газель Next». Льготный заём ФРП помог нам приобрести необходимое оборудование: машину сборки шаровых опор и рулевых наконечников, а также комплект оборудования для механической обработки деталей. В результате общий объём выпуска шаровых опор вырос на 14 %, а наконечников – на 36 %. Благодаря новому производству «БелМаг» увеличит свою долю на российском рынке этих комплектующих, заместив зарубежных изготовителей», – рассказал генеральный директор АО НПО «БелМаг» Игорь Гун.
Благодаря приобретённому на средства займа ФРП оборудованию предприятие запустило дополнительное производство шаровых опор и рулевых наконечников. Мощности по выпуску составляют до 360 тыс. опор и до 500 тыс. наконечников в год.
«Компания «БелМаг», хорошо известная на отечественном рынке автокомпонентов, уже не в первый раз обращается за мерами господдержки. Ранее, выиграв конкурс Минпромторга РФ, завод получил субсидию из федерального бюджета на проведение НИОКР. Эти средства помогли приобрести уникальный стенд для новейшего научно-технического исследовательского комплекса. И теперь наши коллеги из федерального ФРП помогли заводу расширить производственные мощности. В результате общих усилий предприятие наращивает выпуск крайне востребованной для отечественных машиностроителей продукции», – отметил директор регионального ФРП Сергей Казаков.