Плюс два терминала
Глава региона обсудил с генеральным директором ООО «Новапорт холдинг» Евгением Янкилевичем, заместителем гендиректора по Уральскому кластеру Игорем Лужбиным и гендиректором АО «Челябинское авиапредприятие» Александром Чугуновым реализацию инвестиционных проектов в аэропортах Челябинска и Магнитогорска. Была также поднята тема субсидирования региональных перевозок.
«Челябинская область активно поддерживает модернизацию аэропортов, понимая, насколько важна развитая инфраструктура для привлечения бизнеса и туристов. Текущие инвестиционные проекты обеспечат повышение качества обслуживания пассажиров», – отметил Алексей Текслер.
Евгений Янкилевич рассказал губернатору о том, на каком этапе находятся все запланированные работы по развитию авиационной инфраструктуры. Причём в ближайшие годы предстоит реализовать сразу два ключевых проекта. Во-первых, это строительство нового терминала международных авиалиний в аэропорту Челябинска. Проект был инициирован главой региона, и уже сейчас идёт предпроектная работа. Кроме того, «Новапорт» запланировал масштабные работы по благоустройству территории аэропорта областного центра, в том числе там обновят асфальт, бордюры, проведут озеленение.
Второй и не менее важный проект – строительство аэровокзала в магнитогорском аэропорту Планируется, что из нового терминала будут выполняться внутренние рейсы, а из старого – международные. Плюс ко всему в Магнитогорске продолжается масштабная реконструкция аэродромного комплекса, а также планируется модернизация существующего аэровокзала.
Субсидирование перелётов
Отдельно губернатор обсудил с руководством «Новапорта» субсидирование региональных авиаперевозок. Челябинская область участвует в софинансировании перелётов в другие города страны с 2019 года. По словам Алексея Леонидовича, это важное направление, которое позволяет обеспечить транспортную доступность региона, социально-экономическое развитие, развивать туристические связи.
Текслер поручил министерству транспорта региона рассмотреть возможность увеличения количества рейсов в Минеральные Воды и Калининград, а также в Минск. А вот по маршруту Челябинск – Сочи планируется запустить самолёты большой вместимости, которые аэропорт областного центра ранее ещё не принимал.
Добавим, что об успехе программы софинансирования можно судить по опыту магнитогорского аэропорта. Ещё несколько лет назад из города металлургов выполнялись только рейсы в Москву, иногда в Сочи. Но за последние годы горожане получили возможность без пересадок летать в Казань, Минеральные Воды, Махачкалу, Екатеринбург, Новосибирск. Подтянулись и рейсы в Санкт-Петербург.
Масштабная реконструкция
Напомним, что реконструкция аэродромного комплекса в Магнитогорске, которая продолжается по сей день, фактически стартовала два года назад. В 2023 году в течение полугода аэропорт не принимал самолёты, так как шло крупномасштабное обновление взлётно-посадочной полосы, рулёжных дорожек и стоянок для самолётов. Этот проект стал одним из крупнейших в стране по вложениям и был реализован на федеральные средства.
К концу 2023 года авиагавань вновь начала полноценно функционировать. При этом и проектировщики, и заказчик, и генподрядчик отмечали особенность проекта реконструкции.
«При проектировании искусственных покрытий взлётно-посадочной полосы длиной 3 250 м потребовалось составление сложной расчётной схемы, включающей в себя старые слои цементобетонного покрытия и новую конструкцию его усиления. И в этом, пожалуй, состоит одна из главных особенностей реконструкции аэропорта Магнитогорска», – отметил представитель Службы главных экспертов проекта по объектам транспортного и гидротехнического назначения Главгосэкспертизы России Андрей Федулов.
Объёмы были впечатляющие, ведь аэродромный комплекс магнитогорского авиапредприятия ждал модернизации два десятка лет. В общей сложности было уложено 97 тысяч кубометров бетона, толщина его слоя составила от 27 до 32 см. Появились и совершенно новые объекты: здание аварийно-спасательной станции, контрольно-пропускной пункт, водосточно-дренажная система и очистные сооружения дождевого стока, патрульная дорога и ограждение территории аэропорта в комплексе с техническими средствами охраны. Обновили сигнальные огни, систему освещения и многое другое.
Терминал и пассажиропоток
Появление нового терминала в магнитогорском аэропорту станет настоящим прорывом. Это должно привлечь в город металлургов новых авиаперевозчиков, что поспособствует увеличению количества пассажиров. К слову, по итогам 2024 года пассажиропоток магнитогорского аэропорта превысил 280 тыс. человек.
На сегодняшний день уже определён внешний вид нового терминала для внутренних авиалиний. Это будет трёхэтажное здание площадью 6 тыс. кв. м с двумя телетрапами, которых в старом здании аэропорта никогда не было. Аэровокзальный комплекс сможет обслуживать до 200 пассажиров в час, для него разработают уникальный дизайн-код.
Проект нового терминала уже готов, и ему предстоит пройти госэкспертизу. Впрочем, он уже получил поддержку со стороны федерального центра. В начале года заявка на строительство аэровокзала была сформирована и отправлена в госкорпорацию ВЭБ.РФ. Её в числе ещё шести проектов высоко оценил и поддержал председатель Правительства РФ Михаил Мишустин.
«У нас поданы заявки на строительство шести новых аэропортов. Это Краснодар, Салехард, Горно-Алтайск, Магнитогорск, Омск и Архыз. Это города, в которых высокий промышленный потенциал и очень высокий туристический потенциал. Каждый из этих городов так или иначе звучит в федеральных проектах. По проектной документации этих аэропортов мы дальше будем продвигаться», – уточнил глава госкорпорации ВЭБ.РФ Игорь Шувалов.
Неоднократно об исключительной важности аэропорта для Магнитогорска заявлял глава города Сергей Бердников. При этом развитие авиаперевозок благотворно влияет не только на повышение качества обслуживания, увеличение пассажиропотока, но и на ценовую политику авиаперевозчиков.
«Аэропорт – это системное предприятие, непростое, состоящее из федеральной и частной части. Были проведены определённые работы, и много ещё предстоит провести. Аэропорт для Магнитогорска – один из самых важных объектов, потому что даёт возможность жить в городе комфортно, не ощущая себя оторванным от мира. Сегодня количество рейсов неуклонно растёт. Остаётся животрепещущим вопрос цен на билеты, но чем больше у нас будет направлений и рейсов, тем ниже будут цены», – отметил Сергей Бердников.