В рамках совещания, на котором присутствовали также представители Минтранса России и Минстроя России, главы субъектов Уральского федерального округа, Алексей Текслер рассказал, что за последние пять лет – с 2019 по 2024 год – в Челябинской области обновили 1 215 единиц общественного транспорта. При этом ещё порядка 200 единиц транспорта было закуплено частными перевозчиками.
Алексей Леонидович напомнил, что президент России Владимир Путин поставил задачу, чтобы к 2030 году у 85 % парка общественного транспорта нормативный срок эксплуатации не превышал 10 лет по автобусам и электробусам, 15 лет – по троллейбусам и 25 лет – по трамваям. При этом Южный Урал поставил перед собой более амбициозную задачу – полностью обновить транспорт.
«Уже обновили 811 автобусов (включая 408 большого и особо большого класса), 91 троллейбус и 313 трамваев, – подчеркнул губернатор. – Мы использовали все возможности «инфраструктурного меню» и других программ, включая федеральный проект «Чистый воздух», инфраструктурные и казначейские кредиты, проект «Безопасные и качественные дороги», а также лизинговые программы с привлечением средств Фонда национального благосостояния. При этом около половины средств было выделено из областного бюджета».
В 2025 году работа по обновлению общественного транспорта будет продолжена. Челябинская область уже закупила 20 трамваев, 6 автобусов особо большого класса («гармошек»). Ещё закупят 98 троллейбусов, 5 многосекционных трамваев Усть-Катавского вагоностроительного завода, которые потом можно будет использовать для проекта метротрама. Планируется приобрести и 12 электробусов для Магнитогорска.
Полпред президента в УрФО Артём Жога особо отметил, что необходимо использовать производственные мощности, расположенные в округе.
«У нас есть целый ряд предприятий, способных обеспечить наши потребности в троллейбусах, автобусах и трамваях. Приобретение техники внутри макрорегиона позволит сократить транспортное «плечо» по её доставке, обеспечит оперативный сервис и модернизацию на всех этапах жизненного цикла, а также поддержит производителей», – отметил он.
К слову, полпред Жога и губернатор Текслер совсем недавно побывали на одном из таких предприятий – Челябинском заводе городского электрического транспорта. Именно здесь производят троллейбусы «Синара-6254» для Челябинска и Миасса и электробусы «Синара-6253» для Магнитогорска. Причём с конвейера предприятия могут выходить до 350 машин в год. Челябинские троллейбусы уже колесят не только в Челябинске и Миассе, но и в Ярославле, Екатеринбурге, Калининграде, а совсем скоро поедут и по Санкт-Петербургу.
Что касается электробусов, то это относительно новый вид общественного транспорта. Первую партию Челябинский завод городского электрического транспорта выпустит именно для Магнитогорска. Наш город уже начал готовить всю необходимую инфраструктуру. В частности, речь идёт о зарядных станциях.
«У электробусов определённый запас хода. Его хватит или на весь день, или на часть дня, и они будут вставать на подзарядку. Подзаряжаться в течение дня они будут на конечной остановке маршрута – на вокзале. На ночь вставать на зарядку – уже на месте базирования. У нас есть определённый план-график, по которому мы идём», – рассказал глава Магнитогорска Сергей Бердников.
Он отметил, что для электробусов в Магнитогорске разработают отдельный маршрут по проспекту Ленина, так как новые машины будут относиться к большому классу транспортных средств. Следовательно, им необходимо курсировать по широким транспортным магистралям, где большой пассажиропоток.
При этом в городе продолжат при поддержке областных властей развивать и трамвайное движение. В частности, планируется и дальше приобретать новые вагоны небольшими партиями.
«На сегодняшний день обновлён почти весь трамвайный парк. В планах приобрести ещё десяток-полтора вагонов за три-четыре года. Мы правильно сделали, что постепенно меняем старые трамваи на новые. Во-первых, потому что они год от года изменяются качественно, а во-вторых, впоследствии не придётся массово менять устаревшие трамваи», – добавил градоначальник.
Отдельно стоит сказать про автобусное движение. Для МП «Маггортранс» за последние два года закупили несколько партий автобусов среднего класса. Все они курсируют по почти десятку маршрутов. Жители Магнитогорска позитивно восприняли возвращение автобусов на городские дороги. Об этом говорит и статистика минувшего года.
«В 2024 году на наше предприятие поступило 22 новых автобуса. В дополнение к двум существующим маршрутам – № 16 и № 19 – было введено пять новых. Таким образом, удалось охватить автобусными маршрутами все части города. Пробег автотранспорта в 2024-м составил 1 млн 600 тыс. км. Перевезено за год 3 млн пассажиров», – рассказал директор МП «Маггортранс» Владимир Петрученко.
